1 класс

Положительные эмоции в жизни школьника

16.05.2024

Счастье – это когда тебя понимают» - знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым?

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища, сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, завидуют другим, которые менее обеспечены и хуже одеты?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими, и, прежде всего родными, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребёнок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться таких слов, как сделать так, чтобы ребёнок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любом состоянии.

Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он живёт и растёт.

Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчёт в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания, ведь именно родители являются его первыми воспитателями.

Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами.

Эмоции ребенка и что их вызывает.

Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека относят:

  • настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
  • страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
  • аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
  • чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
  • стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).

Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим деткам? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Таких причин довольно много, выделим основные. 

Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции?

  1. Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).
  2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
  3. Противоречивость требований родителей, родителей и педагогов (например, тренер воспитывает дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.
  4. Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими эмоциями.
  5. Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь это волнение перед важным событием или неудача, или, наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша!

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:

  • Безусловно принимайте своего ребёнка, таким, каким он есть.
  • Внимательно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.
  • Как можно чаще общайтесь с ним, читайте ему, слушайте его чтение,  играйте с ним.
  • Не помогайте выполнять те задания, которые он может выполнить самостоятельно.
  • Помогайте ему, когда он просит.
  • Поддерживайте и отмечайте его успехи.
  • Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами, обсуждайте детские фильмы, книги, мультфильмы.
  • Разрешайте конфликты мирно.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть сформулированы корректно и мягко.
  • Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
  • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям.

  • Перед уходом в школу  ребенка обнять и поцеловать..
  • Придя из школы ребенок хочет , чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.
  • Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.
  • На ночь быть заботливо укрытым.

Ребенку необходимо, чтобы его любили, и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости.

Для ребенка такая радость за другого — пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим.

Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

свернуть

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

21.03.2024

Воспитание детей - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Все, что окружает ребенка в детстве, главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.  Но всегда на первом месте для ребенка останутся самые близкие для него люди - мама, папа, бабушки и дедушки. Это те учителя, которые помогают малышу учиться взаимодействовать в этом мире, дают первые уроки общения. Их пример трудно переоценить, это те крупицы знаний, из которых прорастут умения взаимодействовать, существовать в окружающем его мире. Каким ребенок увидит мир, зависит от взрослых, которые будут рядом с ним, на что будет обращено внимание малыша, какие ценностные ориентиры будут у него - зависит только от матери и отца ребенка. Ведь мы знаем, что самые первые уроки дадут они - его самые близкие люди. Ведь не случайно мы говорим о сильном отставании детей воспитывающихся в детских домах, у которых отсутствуют эти главные уроки жизни.

Действительное стремление к семейному благополучию, семейному счастью находит выражение в создании семейных традиций. Особенная роль в воспитании личности отводится семейным традициям. Традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

В каждой семье существуют свои семейные традиции. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Так: в одних семьях, заведено - рано просыпаться, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов о пройденном дне. В других семьях принято совместно завтракать, обсуждать планы на предстоящий день, уделяют большое внимание проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования, складывается свой ритуал, уклад жизни. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций семьи. Ведь, традиции – это не только семейный уклад, но и отношения которые складываются между членами семьи.

Семейные традиции играют большую роль в становлении характера ребенка: поддерживают позитивное отношение к жизни, воспитывают гордость за свою семью, принадлежность к ней, закрепляют чувства малыша к причастности и значимости в совместной деятельности с семьей, а также развивают преемственность поколений. Часто следование традициям помогают нам жить. Какими бы странными они не казались, важно, чтобы они не были громоздкими и надуманными. Пусть они входят в нашу жизнь естественно и легко.

Семейных традиций удивительное множество и разнообразие. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только  к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Пусть ребёнок с самого детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и привыкает к традиции отмечать дни рождения.

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности школьника, семейный отдых на природе дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Одной из значимых традиций семейного воспитания является почитание старшего поколения семьи. Привитие уважения и заботы к своим «корням» - основа формирования патриотического воспитания.

Привлечение детей к совместному труду, тоже является хорошей традицией, которая развивает трудолюбие, коммуникативность и причастие ребенка к общему делу по созданию уюта и комфорта в семье, в доме.

Главное – почувствовать, что это занятие именно «ваше» и приносит удовольствие, радость всем её членам семьи.

Итак, семейные традиции - великолепное средство воспитания подрастающего поколения, передачи опыта, мудрости, формирование нравственной основы, помогающей ребенку войти в социум.

Для заведения семейной традиции учитывайте следующее:

должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;

должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;

должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;

должна быть естественной, « не нужно надуманных ритуалов»

формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.

Соблюдение семейных традиций – прямой путь к внутреннему благополучию, к прекрасному душевному и физическому состоянию. Если есть в семье традиции, если всё идёт своим чередом, жизнь течёт неторопливо и размеренно, в ней не случается стрессов, значит человек здоров и счастлив! А что может быть важнее?

 Значение примера родителей в воспитании ребенка.

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания

Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.

Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены

В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно. Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.

Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно

Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели - ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.

Каков отец, таков и сын. Притча.

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.

         Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
  5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»,- писал К. Д. Ушинский. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении- умении иметь семью и быть счастливым. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребенка- такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться? Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку-6-8 часов, на закупку продуктов-6-8 часов, на уборку квартиры-4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно. Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи? Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет. ( на экране таблица) Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье? Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, то есть видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие мотивировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако, взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился)- награда, плохой поступок (отказался)- наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной, где попало игрушки взрослые переходят к укладыванию портфеля. А воспитание трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, застегивать пуговицы, складывать свои игрушки, помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания возрастает. Кроме того, необходимо приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный на пользу,- благороден. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка должны быть постоянные обязанности - только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности. В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец смотрит телевизор, сложно добиться успеха. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия « можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. С этой целью необходимо его приучать делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом, что «хочу». Трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления о ее условиях. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, то есть проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены. Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье. С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки – это тяжкий труд. Надо в начале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявлять по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта. В заключении я хочу, чтобы вы подумали, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать. Пусть лень обойдет вас и ваших детей стороной.

Полезные советы для родителей по трудовой деятельности      

  1. У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.
  2. Приучайте ребенка к порядку и бережливости.
  3. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.
  4. Приучайте ребенка наводить порядок в на столе.
  5. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело – гуляй смело»
  6. Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.
  7. Не применяйте освобождение ребенка от каких- либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.
  8. Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.
  9. Сломавшуюся вещь следует починить привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)
  10. Принимайте участие с ребенком в посадке и высаживании рассады.
  11. Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.
  12. Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.
  13. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

Памятка родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье

  1. Приучайте ребенка к систематическому и самостоятельному труду в

ведении домашнего хозяйства.

  1. Определите для ребенка постоянную трудовую обязанность в ведении

семейного хозяйства.

  1. Давайте детям посильные задания.
  2. Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывайте возрастные и

психологические особенности ребенка.

  1. Вырабатывайте у него ответственность за выполненную работу.
  2. Будьте внимательными к выполнению ребенком поручения, постоянно разъясняйте, показывайте ему, как правильно выполнить работу. Не забывайте, что, прежде всего, нужно научить ребенка делать что-либо аккуратно и ответственно, а затем только требовать выполнения.
  3. Учите ребенка уважительно относиться к труду взрослых.
  4. Вызывайте у ребенка чувство удовлетворения за выполняемую работу.
  5. Не наказывайте детей трудом.

10.Внимательно оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.

11.Чаще рассказывайте детям о своих трудовых успехах.

 

                                                

 

свернуть

Режим дня школьника

14.12.2023

Ваш ребёнок — школьник. Это его детская «работа», и не менее, а может и более напряжённая, чем у взрослых. Правильный распорядок дня, учёт индивидуальных (физических и психических) особенностей ребёнка, следование режиму — вот залог его хорошего самочувствия и успеваемости. О том, как правильно составить режим дня для ребёнка — школьника, мы и поговорим.

Что же такое «правильный» режим дня?

Если в течение нескольких недель или постоянно ребёнок чувствует себя бодрым, здоровым, он любознателен и весел, с удовольствием посещает занятия, занимается спортом, гуляет, общается со сверстниками, то можно считать, что распорядок дня составлен правильно. Если же вы стали замечать, что ребёнок стал вялым, пассивным, постоянно капризничает, не хочет ходить в школу, на уроках отвлекается, а жалобы на то или иное недомогание становятся всё чаще и чаще к концу недели, не спешите бежать к врачу и не ругайте малыша. Посмотрите на его режим. Не слишком ли рано он встаёт? Не слишком ли поздно он ложится? А может, придя домой, он до вечера сидит за уроками? Также он может быть перегружен дополнительными занятиями: теннис и музыка, хореография и рисование, английский язык и плавание, так можно продолжать до бесконечности. А ведь дома нужно сделать ещё и домашнее задание, а так хочется и на компьютере поиграть и мультики посмотреть. Разве может детский организм справиться со всем этим? Так можно ли сделать, чтобы ребёнок и не уставал, и разносторонне развивался, всё успевал и чувствовал себя хорошо? Конечно можно, если научиться управлять своим временем. Только нужно родителям усвоить некоторые правила и привить их своим детям.

Правило первое, и самое основное. Чётко и неотступно следовать заведённому распорядку дня (с поправкой на выходные, о которых поговорим чуть ниже).

Правило второе. Не менее 2–3 часов ребёнок должен проводить на воздухе, вне зависимости от погоды.

Правило третье. Не всё свободное время дома надо проводить за выполнением домашнего задания (более подробно расскажем об этом ниже).

Правило четвёртое. Не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями.

Правило пятое. Выходные только для отдыха!

Правило шестое, и самое главное. Ориентируйтесь только на индивидуальные особенности вашего ребёнка. Не заставляйте ребёнка делать что-то насильно. Отвлеките его игрой или другим делом, а потом вместе с ним продолжите. Скорее всего, с мамой или папой малыш уже сделает то задание, на которое раньше даже не хотел смотреть.

Вот и все правила. Их немного, но если их придерживаться, режим вашего ребёнка станет наиболее рациональным. Режим дня школьника строится с учётом возрастных особенностей и прежде всего с учётом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается её выносливость к большей нагрузке; организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.

У детей с ослабленным здоровьем, заражённых глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия и пр., выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный приём пищи.

3. Сон определённой продолжительности, с точным временем подъёма и отхода ко сну.

4. Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определённое время для приготовления домашних заданий.

6. Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Сон

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Составляя распорядок для своего ребёнка, необходимо точно знать, сколько времени ему нужно на сон, чтобы чувствовать себя отдохнувшим.

Для младшего школьника ночной сон должен быть не менее 9–11 часов. В возрасте 6 –10 лет дети должны ложиться не позднее 21.30, если вставать им нужно в 7–7.30, а старшие дети - в 22 часа, самое позднее время - в 22 часа 30 минут. Также совсем не плохо, если ребёнок начальной школы восстановит свои силы и непродолжительным (не более 1,5 часов) сном после обеда. Но если ребёнок не хочет ложиться — не заставляйте его. Чтобы сон ребёнка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др. Спать ребёнок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.

Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 часов. Тратить много времени дома на уроки нецелесообразно, ребёнок устаёт, и занятия идут во вред.

Для каждого возраста существует своё время, которое не должно превышать санитарно-гигиенические нормы:

- В 1 классе, начиная со второго полугодия, — не более одного часа.

- Во 2 классе — до полутора часов.

- В 3–4 классах — до двух часов.

Также необходимы и перерывы во время работы (как в школе — перемены), работать без отдыха ребёнок может недолго, от 8 до 15 минут, смотря, каким видом деятельности он занимается. При этом непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8–10 минут, у второклассника — 10– 15 минут, письмо 4–5 минут. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также упражнение для кистей и пальцев рук. Через 30–40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — перекусить, поиграть, немного прогуляться; при этом желательно проветрить комнату. Только не стоит опять же смотреть телевизор или играть на компьютере — ведь должны отдохнуть глаза, поработать другие группы мышц. Если вы видите, что ребёнок устал раньше, дайте ему отдохнуть, потому что работа в утомлённом состоянии непродуктивна — времени вы затратите больше, а результат вас только расстроит. Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребёнка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами.

Бывает и так, что родители во время приготовления ребёнком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой дверь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.

С каких предметов начинать выполнять домашнее задание, надо определить индивидуально.

Начинать лучше всего с чтения, оно «включает» ребёнка в работу. Потом стоит выполнить задание по письму, далее — математика, «на закуску» оставьте самые лёгкие предметы. Однако если ребёнок хочет изменить порядок выполнения — дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он будет делать сначала.

Теперь хотелось бы рассказать, как лучше планировать дополнительные задания. Как уже говорилось выше, их не должно быть больше двух. Желательно, чтобы они различались по своему назначению: занятия, направленные на физическое и умственное развитие. Два занятия одной направленности (или способа выполнения) утомляют ребёнка, ухудшают самочувствие и не несут соответственно и пользы. Например, занятия фортепиано и рисованием: постоянно одна поза, нагрузка на глаза и руки, малая подвижность. Или, например, плавание и хореография: физическая усталость, а отсюда — частые капризы, недомогания, плохое самочувствие, рассеянное внимание, низкая успеваемость. В день должно быть только одно занятие. Постоянная спешка между школой и различными секциями, а также те нагрузки, которые он получает, выматывают ребёнка. После школы ребёнок должен передохнуть, погулять и спокойно идти на занятие, после которого также нужен отдых. В неделю может быть не более двух познавательных и трёх спортивных занятий. Желательно, чтобы они чередовались: понедельник, среда, пятница (суббота) - спортивное занятие, вторник, четверг - познавательное. Вообще хорошо, если ребёнок сам выражает желание чем-либо заниматься, в противном случае не заставляйте его — нелюбимые занятия не принесут должной пользы. Если вы заметили, что вашему малышу тяжело заниматься сразу двумя видами деятельности, вместе с ним выберите наиболее предпочитаемый ребёнком (лучше спорт), а второй сделайте как хобби. Например, малыш может заниматься рисованием вместе с вами и дома. Это улучшит ваши взаимоотношения и сблизит вас. Ребёнка также нужно привлекать к посильным для него работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытьё посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д. Для этого в режиме дня также необходимо выделять некоторое время.

В выходные дни

На выходные дни старайтесь не оставлять домашнее задание — это время только для отдыха. Вставать в эти дни можно на 2 часа позже, и ложиться на 1 час позже. Кроме одного занятия в спортивной секции, для ребёнка все остальные занятия должны остаться на будни. В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае, 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребёнка, дезорганизует его деятельность. В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр. В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьёй. В выходные ребёнок должен нагуляться, выспаться, одним словом — отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Тогда к началу новой рабочей недели ребёнок будет готов полноценно учиться дальше.

Накануне 1 сентября

Чтобы в сентябре смена режима не стала для вашего ребёнка сильным стрессом, ранние «побудки» желательно начинать за 1-2 недели до начала учебного года. Не стоит забывать, что школьник копирует поведение родителей, поэтому мамам и папам рекомендуем самим вставать пораньше. Причем не просто просыпаться и лежать в постели перед телевизором, а демонстрировать чаду бодрое поведение: делать гимнастику, весело общаться друг с другом. Такое «бодрое утро» необходимо и в выходные. Важно не только разбудить ребёнка, но и придумать ему занятие. Ведь он встает не за тем, чтобы просто так слоняться по дому. На даче это может быть утренняя рыбалка, поход за грибами, в городе — поход в зоопарк, на худой конец — интересный мультик.

Перед 1 сентября многие папы и мамы сажают ребёнка за книги и, имитируя учебный процесс, грузят всевозможными примерами, задачами и упражнениями. Ученик делает их кое-как и ноет, что ему не дают догулять последние летние деньки. Выбирая задания, думайте о том, чтобы вашему ребёнку было интересно их выполнять. К примеру, вы ходили за грибами. Пусть отрок достает грибы из корзинки и считает, сколько каких — белых, подосиновиков, лисичек, потом разделит найденное количество поровну между членами семьи. Можно дать ребёнку разгадать несложный кроссворд. Постарайтесь накануне 1 сентября обсудить с ребёнком серьёзно, в каких кружках и секциях он бы хотел заниматься в новом учебном году.

Примерный режим дня младшего школьника:

  • Подъем: 7.00.
  • Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30. Утренний завтрак: 7.30-7.50.
  • Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50- 8.20. Занятия в школе: 8.30-12.30.
  • Горячий завтрак в школе около: 11 ч.
  • Дорога из школы или прогулка после занятий в школе: 12.30-13.00.
  • Обед: 13.00-13.30.
  • Послеобеденный отдых или сон: 13.30-14.30
  • Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30-16.00.
  • Полдник: 16.00-16.15.
  • Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30.
  • Прогулки на свежем воздухе: 17.30-19.00.
  • Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.): 19.00-20.00.
  • Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание): 20.00-20.30.
  • Сон: 21.00-7.00.

В процессе чтения у некоторых родителей могло сложиться впечатление о том, что предлагаемые рекомендации трудновыполнимы. Это не так. Режим – понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня:

  • будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
  • кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;
  • требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
  • кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;  заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  • ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  • сидеть у телевизора и за компьютером более часа в день;
  • смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  • ругать ребёнка перед сном;
  • разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш ребёнок не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

свернуть

Адаптация учащихся в 1-м классе

29.08.2023

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Важно не только знать об особенностях периода адаптации, но и формах поддержки детей в этот период. Определённые трудности на пути ребёнка будут всегда, и задача взрослых – не устранять их за него, не «подстелить соломку», а грамотно и аккуратно помочь ученику самому их преодолеть. Поэтому повышение психолого-педагогической грамотности родителей является одной из важных задач просветительской работы педагога-психолога в школе.

Этапы и виды адаптации

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всех трех этапов адаптации – приблизительно 5-6 недель, но может растянуться и на более длительный период (от 6 месяцев до 1 года), а наиболее сложным является первый месяц.

Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: физиологическую, психологическую и социальную.

Физиологическая адаптация предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

- самочувствие;

- качество сна;

- работоспособность;

- аппетит;

- различные заболевания и их обострение.

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе?

  1. Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  2. Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.
  3. Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем, необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
  4. Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.
  5. Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.
  6. Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  7. Заранее прививайте ребенку навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Психологическая адаптация – это вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

- мотивация к учебе;

- готовность выполнять задания и понимать их;

- уровень развития познавательных процессов;

- ежедневное настроение;

- способность оценивать себя и свою работу.

Социальная адаптация предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью – ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

- умение слушать учителя;

- понимание своих обязанностей и их выполнение;

- следование школьному порядку и требованиям;

- хорошие отношения с одноклассниками;

- отсутствие конфликтных ситуаций;

- умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

Что необходимо делать родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

  1. Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  2. Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  3. Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.
  4. По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  5. Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.
  6. Предоставляйте ребенку разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.
  7. Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.
  8. Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  9. Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

Советы родителям первоклассников:

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль.
  8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
  9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями). Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
  10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
  12. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
  13. Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
  14. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
  15. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
  16. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

 

свернуть