Виртуальный кабинет дефектолога

Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2011 г. № 131

Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 октября 2012 г. № 121 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/26515 от 31.10.2012 г.) <W21226515>

 

На основании части второй пункта 1 статьи 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи.
  2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2000 г. № 53 «Аб зацвярджэнніПалажэнняабпункцекарэкцыйна-педагагічнайдапамогі» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 119, 8/4485);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 апреля 2003 г. № 28 «Аб унясеннізмяненняў у Палажэннеабпункцекарэкцыйна-педагагічнайдапамогі» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 52, 8/9465);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 9 ноября 2004 г. № 65 «О внесении изменений и дополнений в Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 3, 8/11865);

пункт 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 57, 8/21990).

  1. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь

В.В.Амарин

16.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь

П.П.Грушник

10.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения Республики Беларусь

В.И.Жарко

15.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного исполнительного комитета

К.А.Сумар

10.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета

В.Г.Новацкий

08.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гомельского областного исполнительного комитета

В.А.Дворник

17.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета

А.Г.Русанов

08.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного исполнительного комитета

Б.В.Батура

16.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

П.М.Рудник

13.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

20.06.2011

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования

Республики Беларусь

25.07.2011 № 131

ПОЛОЖЕНИЕ

о пункте коррекционно-педагогической помощи

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи.
  2. Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – пункт) как структурное подразделение может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее, если не указано иное, – учреждение образования (организация), создавшее пункт).
  3. Решение о создании пункта принимает учредитель учреждения образования (организации), создавшего пункт, при наличии необходимого количества лиц, осваивающих содержание образовательных программ дошкольного образования или образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (далее, если не указано иное, – обучающиеся).
  4. Пункт прекращает свою деятельность в случае отсутствия необходимого количества обучающихся, указанных в части второй пункта 7 настоящего Положения.

Основанием для прекращения деятельности пункта является решение учредителя учреждения образования (организации), создавшего пункт.

  1. Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
  2. Задачами пункта являются:

изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;

формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

  1. В пункте для оказания коррекционно-педагогической помощи обучающиеся объединяются в группы.

Пункт открывается при наличии не менее 2 групп, наполняемость которых составляет 5–6 человек в каждой группе.

  1. В зависимости от характера нарушения физического и (или) психического развития в пункте могут быть сформированы группы для обучающихся:

с нарушениями речи;

с нарушением слуха;

с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

ГЛАВА 2 ЗАЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ИХ ОТЧИСЛЕНИЕ

  1. Зачисление обучающихся в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, на основании следующих документов:

заявления законного представителя обучающегося;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

  1. В пункт могут зачисляться обучающиеся из других учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного и общего среднего образования, при наличии свободных мест. 
  2. Отчисление обучающихся из пункта осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, после исправления нарушений физического и (или) психического развития.

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПУНКТЕ

  1. Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.
  2. Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2–4 раза в неделю.

  1. Распределение обучающихся в пункте по группам осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
  2. Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
  3. Продолжительность занятий в пункте для обучающихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
  4. Содержание занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.
  5. Обучающиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт, в ЦКРОиР для проведения в установленном порядке психолого-медико-педагогического обследования.
  6. В случае отказа законного представителя обучающегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования обучающегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося.
  7. Отказ законного представителя обучающегося оформляется в письменной форме и подписывается законным представителем обучающегося и руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.

 

Первоисточник https://pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2011-115/2011-115(122-142).pdf&oldDocPage=12

 

 

 

свернуть

Как научить ребенка быть самостоятельным

         Часто мы сталкиваемся с проблемой недовольства взрослых малой самосто­ятельностью детей школьного возраста, их чрезмерной привязанностью к одному из родителей или предпочтением одиночества шумным ребячьим компаниям. Причем выражают они его, по всей видимости, не очень корректно, унижая честь и достоинство своего ребенка, затрагивая наиболее болезненные точки его самовосприятия и взаимодействия с окружающим миром. В данном случае налицо непонимание родителями причин, толкающих школьников выступать в роли мамошников — людей, держащихся за материнскую юбку. Их, причин, может быть несколько. Детям - аутистамсвойственна тяга к тесному физическому контакту с матерями. Они любят сидеть на руках у взрослых, периодически касаться и дотрагиваться до них, например, держать за руку, тыкаться в колени. Находясь с ними в одном помещении,дети чувствуют себя гораздо спокойнее, так они лучше игра­ют, быстрее засыпают. Еслиже родители руководствуются принципом «Нечего к рукам приучать» или убеж­дены, что, когда ребенок один, он играет спокойнее, то подобные установки препятствуют своевременному изживанию вышеописанных форм детско-родительской зависимости. Последние сохраняются надолго, вызы­вая недоумение окружающих, как это деткам не тошно сидеть возле мам. Преодолеть такую особенность поведения смогут теперь только время, ваша неиссякаемая любовь и терпение.

Другой распространенной причиной неуемной привязанности школьника к матери может быть природная стеснительность. Эта черта характера, в свою оче­редь, является производной от природного свойства нервной системы, называемого ригидностью. Оно выражается в слабой и замедленной приспособляемости ко всякой новой ситуации.

Свойства нервной системы определяют врожденные, неизменяемые в течение жизни особенности поведения. Бороться с ними, пытаться изжить их  - занятие достаточно бесполезное. При максимуме затрат сил и времени результат будет минимальным. Поэтому нужно лишь учитывать их при орга­низации  взаимодействия с ребенком и научить  его приспосабливаться к ним. Ругать же и оскорблять малыша за то, с чем он не в силах справиться, значит воздвигнуть между собой и им серьезную преграду непонимания, разрушить которую удастся лишь ценой огромных усилий. Возможно, что этот барьер сохранится на всю жизнь. Ваши собственные дети предпочтут тогда искать близких людей на стороне, а вы лишь с завистью будете смотреть, как чужие сыновья и дочери тянутся к родителям и в десять, и в пятнадцать» и в двадцать, и в тридцать лет.

Еще одной причиной избегания школьниками ребячьих компаний является флегматический темперамент, который в этом возрасте проявляется в склонности к тишине и уединению. А где их можно обрести, как не дома с мамой. Дети флегматического темперамента легко находят себе занятия возле родителей, умеют получать удовольствие от простого наблюдения за их работой. Общество своих одногодок их, как правило, тяготит. Они предпочитают игры в одиночку или вдвоем. И опять, как в предыдущем случае, дети не понимают, что волнует и тревожит взрослых, ведь для них их поступки и поведенческие реакции совершенно естественны.

Значительно реже поводом для анализируемого поведения учащихся может стать начинающаяся болезнь. Если ребенок, обычно живой, общительный и непоседливый, вдруг в гостях или на прогулке неотвязно держится за материнскую руку, не отходит от нее ни на шаг, не ругайте его за это. Подавите в себе раздражение, не переживайте из-за неловкости своего положения. Извинитесь перед знакомыми и внимательно присмотритесь к своему ребёнку.

         Беспричинного поведения не бывает. И как бы ни хотелось вам обменяться с подругами последними новостями или немножко по­сплетничать с соседкой, отдайте предпочтение нуждам ребенка. Побудьте с ним вместе. Если это лишь ревность, то малыш очень скоро прекратит капризы и вернется к привычным занятиям. А если недомогание, то ваша близость и забота не будут лишними.

Объяснить стеснительность и зажатость ребенка можно и поведенческими стереотипами. Если школьник воспитывался бабушкой или долгое время находился там, где у него не было подходящей компании, то он просто считает нормальным и естественным неотлучно находиться возле близких. Ведь долгое время его бранили за отлучки или кто-то находил радость и утешение именно в присутствии малыша. Теперь же резко изме­нившаяся ситуация ставит ребёнка в тупик. А ведь не только дети, но и взрослые люди склонны в затруднительных ситуациях прибегать к сложившимся стереотипам. В новой ситуации школьники с большой долей вероятности возвращаются к старым испытанным формам поведения. Так, даже самый отважный и самостоятельный ребёнок, отправляясь куда-то в первый раз, с готовностью протянет свою руку маме, ища у нее пси­хологической защиты.

 

Литература:

Турчак Л.С. [Электронный ресурс ] Email: rokrjir – Lida@mail. Lida.by Дата доступа – 09.03.2022

свернуть

Формирование речевого дыхания на логопедических занятия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

 

Литература:

Филатова Марина Николаевна[Электронный ресурс]\\ yandex.by\\ Дата доступа – 06.03.2022

свернуть

Артикуляционная  гимнастика

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у первоклассников, не произносящих некоторые звуки, отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

В дальнейшем  проводится работа над развитием движений языка, губ. Предлагаются артикуляторные упражнения как на статическую, так и динамическую координацию движений.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений( без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без лишнего напряжения или вялости), за объёмом движений, умением удерживать движение определённое время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

 

https://learningapps.org/view8834914

https://learningapps.org/view20625060

свернуть

Логоритмические упражнения

 

РАЗВИВАЮЩАЯ  АЗБУКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОРЕОГРАФИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ  ШКОЛЬНИКАМИ

 

Связь стихов и жеста, стихов и движения органична для природы человека. Восприятие движения активно, оно вызывает действие, организованное во времени и пространстве. Не случайно с давних пор отмечались большие возможности пластического движения в физическом развитии подрастающего поколения. Особенностью является гармоничное развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику собранность и элегантность. Учит логическому, целесообразно организованному, а поэтому грациозному движению, что важно для формирования внутренней культуры детей с особыми образовательными потребностями. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий и становятся  неотъемлемыми в повседневной жизни. Помогают формировать характер и положительные личностные качества детей.

Весомым ресурсом организации принципа инклюзии в школе является семья. Её корреляция зависит от различных традиций и необходимо понять, какие специфические потребности формируются в семье. Условием качественного полноправного включения в процесс дополнительного образования детей с ОПФР является понимание роли семьи и ближайшего окружения ребёнка.

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения позволяет решать задачи:

  • учить чувствовать своё тело и пространство вокруг;
  • развивать зрительно - моторную координацию;
  • учить концентрировать слуховое и зрительное внимание;
  • формировать правильное взаимодействие рук и ног;
  • учить последовательно выполнять действия, разбивая их на ряд задач.

 

У детей с особенностями психофизического развития наблюдается отставание в формировании фонематического слуха, то есть умении слышать составные части слова, нарушение мелкой и общей моторики, слабость движений и координации всех функций, двигательная расторможенность, что создаёт трудности при обучении грамоте и может привести к неуспеваемости в школе. Использование учителем–дефектологом двигательных игр с хореографическими элементами на коррекционно-педагогических занятиях помогает заинтересовать и увлечь учащегося, развить моторику и речевое дыхание, голос, в ненавязчивой форме организовать многократное повторение слов с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, произнесение нужных словосочетаний и предложений, зачастую однообразных и рутинных. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную  деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению  запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Предлагаем вашему вниманию авторскую игровую модель, разработанную для коррекционной работы, нацеленной на овладение учащимися алфавитом с использованием хореографических элементов и лексической темы «Птицы»

 

Птичья азбука

А

 

Аист к нам летит весной                поднять руки вверх: левая внутрь

Аист помнит дом родной               правая ладонь наружу

Б

            Баклан кричит на берегу                поменять положение рук

         «Без моря жить я не могу!»              наоборот          

В

             Ворон – этот не ворона                   соединить руки в кулачки,

             Ворон – важная персона.                    большими пальцами  в стороны

Г

             Галка, сидя на плетне                     повернуть  кулачки и    соединить

             Головой кивает мне                         большие пальцы вместе

Д

            Дятел – врач  лесного царства       скрестить руки перед грудью,

            Дятел лечит без лекарства             тыльной стороной к себе

Е

             Еловик – весёлый дрозд                повернуть руки

             Еловик – короткий хвост              ладонями к себе

             Еловик не любит скал                   правая рука впереди

             Ёлку он облюбовал                        левой руки

Ж

 

            Журавлик  длинноногий                пальцы в кулачках, руки накрест,

            Ждёт маму у дороги                       левая рука впереди

З

            Зимородок – друг зимы                   повернуть кулачки,

            Зимородка знаем мы                        большие пальцы в стороны

И

            Иволга не в клетке                           поднять правую ногу и

            Иволга на ветке                                левую руку

Й

            Й – зелёный попугай                       поднять левую ногу и

            Й—попробуй-ка поймай                 правую руку

К

            Коршун круг за кругом                   поднять левую ногу вверх,

            Кружится над лугом                         повернуть туловище  и руки влево

Л

            Ласточка всё лето                             ноги врозь,

            Летает, как ракета                            пр. рука за голову , л.- за туловище

М

            Мухоловка-невеличка                     левая рука на голову,

            Майским днём снесла яичко          правая – ладонью на диафрагму

 

О

            Овсянка - говорушка                        правая  рука на голову,

            Отправилась к подружкам               левая - ладонью на диафрагму

П

            Пеликан поймал не мошку,              правая рука ладонью к себе,

            Пеликан поймал рыбёшку                левая – в кулачок

Р

             Рябчик – пёстрые бока -                 правая рука не двигается,

             Так и рвётся в облака                     левая поворачивается

С

              Синица расписная                          поднять согнутую левую ногу,

              Свистит, не уставая                       левую руку вниз, правую вверх

Т

              Тетерев не грозный                        поднять согнутую правую ногу

              Тетерев – серьёзный                      правую руку вниз, левую вверх

У

             Удод украшен хохолком.               поднять согнутые  в кулачки руки,

             Удода дом в дупле сухом              2 пальца вверх, большой к кулачкам

Ф

             Филин криком лес тревожит           1-2 пальцы соединить в кольцо,

             Филин с буквой Ф похожи              остальные в кулаки

Х

             Хрустан чуть больше воробья        правая рука(1-2 пальцы в колечко)

             Хрустана в тундре видел я              левая рука (1-2 пальцы  сжаты)

Ц

             Цапля в сереньком платочке           правая рука(1-2 пальцы сжаты)

             Целый час стоит на кочке                левая рука (1-2 пальцы в колечко)

Ч

             Чибис в солнечной низинке             собрать руки перед грудью,

             Чистит пёрышки на спинке              левая рука сверху над правой

Ш

              Шилоклювка не спеша                      поменять руки,

              Шла под шорох камыша                   правая сверху над левой

Щ

              Щегол - красавец местный.                согнуть руки перед грудью:  

              Щегол – певец известный                   ладонью наружу, левая  внутрь

Ъ

              Твёрдый знак не зверь, не птица -     поменять положение рук

              Твёрдый знак летать боится               ладонью внутрь, левая вверх

Ы

              Ы – как выпь среди травы.                правая рука ладонью наружу,

              Ы легко найдёте вы                            левая ладонью внутрь

Ь

              Мягкий знак попал в букварь.           поднять правую руку внутрь,

              Мягкий знак принёс глухарь             левую руку ладонью наружу

Э

              Эму – это страус гордый,                    ноги в стороны, вытянутые

              Экзотический и модный,                     руки скрестить перед грудью

Ю

              Юрок играет с ветерком,                    скрестить ноги,

              Юрка ещё зовут вьюрком                   руки вытянуть вверх лнаружу

Я

               Ястреб ягод не клюёт.                         релаксация: руки  - на голову

               Ястреб тетерева ждёт.                          вдох - выдох

 

 

 

Коррекционные упражнения, из которых состоит игра «Развивающая азбука с хореографическими элементами» предназначены для облегчения процесса обучения детей чтению и знакомству с птицами в игровых подвижных формах.

 

А                             Б                             В                             Г                            Д

                  

 

Е                             Ж                            З                             И                            Й

                  

 

К                             Л                            М                            О                           П

                  

 

Р                             С                             Т                             У                            Ф

                  

 

Х                            Ц                            Ч                             Ш                           Щ

                  

 

Ъ                            Ы                            Ь                             Э                            Ю

                  

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Т.В. Варенова. Метод сенсорной интеграции: профилактика и коррекция трудностей обучения у детей / Т.В. Варенова.- Народное Просвещение. 2021 №6, С.38-39.
  2. В. И. Селивёрстов. Игры в логопедической работе с детьми /В.И.Селивёрстов.- Москва «Просвещение». 1979. С.5-11
  3. В. Степанов. 18 знаменитых азбук в одной книге. Занимательные уроки./ В. Степанов.- АСТ – ПРЕСС.1996, С 120 – 125.
  4. В.В. Хитрюк. Реализация принципа инклюзии в образовании: организационно- методические условия / В.В. Хитрюк.- Народное Просвещение.2021 №6,С.28-29.
  5. Рекомендации нейропсихолога. Электронный ресурс]. – Режим доступа: http \\VK.com\. – Дата доступа: 17.10.2021.

 

свернуть

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

 

  • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
  • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
  • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
  • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  • Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
  • В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

 

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

   

свернуть

Автоматизация звука "Р"

 

Автоматизация звука [Р] в словах, слогах и предложениях

Содержание:

  • Автоматизация звука Р в слогах
  1. От сочетаний ТР, ДР
  2. В прямых слогах
  3. В обратных слогах
  4. В интервокальной позиции
  • Автоматизация звука Р в словах
  1. В начале слова
  2. В середине слова
  3. В конце слова
  • Автоматизация звука Р в словосочетаниях
  • Автоматизация звука Р в предложениях
  • Автоматизация звука Р в скороговорках
  • Автоматизация звука Р в тексте
  • Автоматизация звука Р в стихах

Автоматизация звука Р необходима для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Этот процесс нужно начинать только после того, как малыш научился четко произносить Р изолированно. В результате регулярных занятий и выполнения упражнений, ребенок сможет правильно говорить Р автоматически, в любых его сочетаниях с другими звуками.

 

В процессе выполнения упражнений логопед называет слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Произносить нужно не торопясь, четко проговаривая Р в словах. Желательно делать по несколько повторений для лучшего усвоения материала.

 

Перед началом автоматизации нужно четко знать артикуляционную позу звука Р:

  • Губы чуть раскрыты (лучше, если зубные ряды будут слегка обнажены).
  • Зубы разомкнуты.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  • Широкий кончик языка вибрирует, поднят к альвеолам.

Автоматизация звука Р в слогах

Автоматизация Р в слогах с сочетанием звуков ТР и ДР:

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ТР, ДР]. Звук [Р], отделённый от звуков [Т, Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звуки [Т, Д] являются опорой для удержания языка у нёба.

 

Звучание [ТР, ДР] с нужно начинать с проговаривания Р в слогах:

 

Пример:

  • адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__
  • др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
  • др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э

Далее можно переходить к автоматизации в словах. С ударением на слоге:

  • драма, дранка, квадрат, драть;
  • страус, стража, страны.

Без ударения на слоге:

  • трасса, травы, трава, трамвай;
  • дракон, ведра, выдра, пудра.

Автоматизация Р в прямых слогах:

РА – Р0 – РУ        РО – РУ – РЫ      РЫ – РО – РЭ

РА – РЫ – РЭ       РУ – РО – РА       РЭ – РА – РО

РО – РА – РЫ       РУ – РЫ – РО      РО – РА – РЭ

 

В обратных слогах:

АР – ОР – УР        УР – ЭР – АР       ЭР – АР – ОР

ОР – АР – УР        ЫР – УР – ОР      ЭР – УР – ЫР

ОР – УР – ЭР        ЫР – ЭР – ОР      ЭР – ЫР – АР

 

В интервокальных слогах:

АРА – ОРО – УРУ       УРУ – ОРО – АРА        ЫРЫ – ЭРЭ – УРУ

АРА – ЭРЭ – ЫРЫ      УРУ – ЫРЫ – АРА       ЭРЭ – АРА – ОРО

ОРО – АРА – ЫРЫ     ЫРЫ – ЭРЭ – ОРО      ЭРЭ – ОРО – УРУ

 

Со стечением согласных:

БРАТ, ГРАД, ГРОМ, ГРУЗ, ГРАЧ, ВРАГ, ГРАНИТ, ГРАФИН,

ГРОХОТ, ГРУЗДИ, ПРУТИК, КРЫШКА, ГРАНИЦА и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Блог Лого – Эксперт [Электронный ресурс]\\ info@logopedprofiportal.ru. // - Дата доступа 09.03.2022.

 

 

 

свернуть

Упражнения для постановки звука "Р"

 

В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З, Ж.

Общие рекомендации к выполнению упражнений

  1. Показ образца выполнения. Утрированное (подчеркнутое) произнесение звуков Т и Д. Исключение работы нижней челюсти. Рот широко открыт, удерживается постоянное расстояние между зубами, т. е. важно следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работать должен только язык.
  2. Зрительный контроль перед зеркалом (для ребенка).
  3. Фиксация внимания на ощущениях кончика языка. Дети обычно ощущают и говорят, что при произнесении звукосочетания ДЗЗЗЗЗЗ они чувствуют «щекотливость» - небольшое дрожание кончика языка. То же может наблюдаться при произнесении звукосочетания ДЖЖЖЖЖ.
  4. При работе над звукосочетаниями ДЗЗЗЗЗ и ДЖЖЖЖЖ сильно выдыхаем на кончик языка. Это  должно ощущаться тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Это можно наглядно увидеть, поднеся ко рту полоску бумаги (при правильном выполнении упражнения полоска будет отклоняться).

Артикуляционные упражнения

Упражнение «Парус»:

- улыбнуться.

- открыть рот,

- язык поднять вверх, широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам- альвеолам.

 

Упражнение «Качели»:

- улыбнутся.

- открыть рот,

- язык поднять вверх,

- язык опустить вниз.

 

Упражнение « Комарик»:

-  улыбнуться.

-  открыть рот,

- язык поднять вверх, широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам-  альвеолам,

- подуть на кончик язычка.

 

Упражнение «Лошадка»:

- улыбнуться.

- открыть рот,

- коснуться кончиком язычка бугорков – альвеол,

- быстро убрать язычок (отскочить  от бугорков -  альвеол).

 

Упражнение «Пулемёт»:

- улыбнуться.

- открыть рот,

- язык стучит по бугоркам – альвеолам,

- произнося звук Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д-…..

 

Упражнение «Трактор»:

- улыбнуться.

- открыть рот,

- дуть на язык, произнеся ТР-  ТР- ТР…….

 

 

 

 

Используем в работе для постановки звука [Р] следующие игры и задания .

https://learningapps.org/view8898312

https://learningapps.org/view11423520

https://learningapps.org/view6533953

https://learningapps.org/view11026041

 

 

 

 

 

Литература:

Артёмова Мария  Владимировна

[Электронный ресурс]\\мartikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.docx\\. Дата доступа – 06.03.2022

 

свернуть