Советы психолога

Стратегии предупреждения насилия в семье

  1. Подавайте хороший пример своим детям и близким.Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.

Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

  1. Станьте частым посетителем школы.Интересуйтесь школьными  делами вашего ребенка. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки – вмешайтесь, обратитесь за помощью к специалистам или педагогам.

Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насилии с его стороны по отношению к другим: драках, уничтожении имущества, жестокости и др.

  1. Говорите детям о насилии, которое показывают по телевизору, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
  2. Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю».Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать «Я горжусь тобой!»
  3. Говорите со своими детьми.Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются.

Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

  1. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. Гордитесь своим решением воспользоваться помощью. Это трудное решение, но оно отражает вашу зрелость. это поможет предупредить насилие. 

Самый тяжелый труд — воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик — это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя. 

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения: 

  1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя. 
  2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
  3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками). 

Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем. 

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители – это Вы.

 

свернуть

Психологическая готовность к обучению

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из центральных проблем современной психологии и педагогики. В настоящее время существует множество трактовок и разнообразных подходов к её решению. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с какого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, т. е. у них недостаточно сформированы следующие компоненты школьной готовности: интеллектуальный, социально-психологический и эмоционально-волевой.

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. 

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

  1. Личностная готовность.

Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

  1. Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен целостным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая,  можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
  1. Социально – психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы. 

  1. Физическая готовность.

Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. 

  1. Речевая готовность.

Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. 

  1. Эмоционально-волевая готовность.

Считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов. 

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни? ( «Мне форму  купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг…») Внешние аксессуары  школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы. Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых А вот быть школьником – совсем другое. Это уже осознаваемая ребёнком ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребёнка и уважительное отношение взрослых к учёбе как к важной, серьёзной деятельности.

Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высоком уровне интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говориться, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи на лицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Ещё хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь получать», «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же терпения, внимания, теплоты, времени придётся потом уделить этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем с самого начала формировать положительное отношение к школе.

Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, посредством включения детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, общение со школьниками – выпускниками их детского сада, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, проведение совместных выставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги, учения и др. Особо  важную роль имеет при этом игра.

 

свернуть

Советы для родителей по профилактике подростковых кризисных состояний

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. 

 "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. 

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе". 

 ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ кризисных состояний у подростков

  •  Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
  •  Резкое повышение общего ритма жизни
  •  Социально-экономическая дестабилизация
  •  Алкоголизм и наркомания среди родителей
  •  Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
  •  Алкоголизм и наркомания среди подростков
  •  Неуверенность в завтрашнем дне
  •  Отсутствие морально-этических ценностей
  •  Потеря смысла жизни
  •  Низкая самооценка, трудности в самоопределении
  •  Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
  •  Безответная влюбленность 

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

  •  Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  •  Будьте внимательным слушателем
  •  Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  •  Помогите определить источник психического дискомфорта
  •  Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  •  Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
  •  Внимательно выслушайте подростка!

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ НЕ СДЕЛАТЬСЯ ВРАГОМ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ-ПОДРОСТКАМ

  1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности. 
  2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия. 
  3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это - рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности. 
  4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.
свернуть

Помогайте детям хорошо учиться в школе!

Ребенку надо объяснить, что обучение может быть не только увлекательным, но и радостным.

Все родители надеются, что их ребенок будет хорошо учиться, и это прекрасный довод, т.к. успех делает школьные годы счастливыми и повышает возможности ребенка в будущем вести более плодотворную и успешную жизнь. Родители играют одну из самых главных ролей в успешном обучении детей в школе.

Как можно больше разговаривайте с детьми. Язык служит базой для изучения других наук, делает общение частью нашей жизни. Конечно, разный возраст детей требует разных подходов. Так, для дошкольников очень полезны разговоры об одежде (носки, ботинки, свитер, пальто) и частях тела (руки, ноги, шея, голова), как они одеты. Играйте в простые игры: вопрос-ответ, игры, которые называют профессии людей, предметы, мебель, игрушки. Пусть дети «читают» вам книжки-картинки, а вы задаете вопросы об их играх, игрушках и действиях.

Для старших детей необходимы разговоры об их переживаниях и опыте. Просите ваших детей высказывать собственные мнения о людях, событиях. На вопросы, заданные ребенком, отвечайте полно, в деталях и с примерами. Вы, конечно, не должны иметь ответы на все вопросы. Ответив «Я не знаю», «Давай посмотрим в энциклопедии», вы научите ребенка пользоваться справочным материалом, а умение пользоваться словарем или энциклопедией является неотъемлемой составляющей успешного обучения в школе. Приучите ребенка пользоваться библиотекой. Когда школьник сам научиться отвечать на сложные вопросы, используя справочную литературу, это обогатит его лингвистические возможности, так же, как и литературные навыки.

Читайте вслух стихи, пойте песни. Литература - самый увлекательный способ показать красоту языка. Проследить связь между сказанным и написанным словом. Читайте вслух детям, даже после того, как они научаться читать сами.

Пусть дети читают вам вслух книги, газеты, журналы. Установите определенное время для чтения (например, перед сном).

Чем больше родители знают о том, что происходит в школе, тем лучше вы сможете координировать активность вашего ребенка дома. Очень хорошо, если вы знаете ежедневные домашние задания. Убедитесь, что рабочее место вашего ребенка хорошо освещено. Распределите правильно время: время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок. Ежедневно спрашивайте, что интересного произошло в школе.

Если школьник получил плохую оценку, не ругайте его за неудачу. Необходимо убедить его, что это лишь временная неудача, и сегодняшний «провал» может послужить трамплином для будущих успехов, но при строгом условии хорошо выученных уроков. Объясните ситуацию, что было причиной неудачи. Всегда отмечайте успехи.

Многие дети умеют читать, но они не имеют понятия, что означают данные в тексте слова. Понимание приходит с расширением собственного опыта. Пример родителей бесценен для ребенка. Если вы гуляете с ребенком, вместе едете на машине, автобусе, трамвае, расскажите о том, что происходит вокруг. Парк, зоопарк, концерты, театр, музей, этнические рестораны (мексиканский, грузинский, итальянский), высотные здания, зоомагазины, ярмарки - все это является великолепной возможностью для развития ребенка, познания окружающего мира.

Приободряйте ребенка, говоря: «У тебя не получилось в прошлый раз, давай посмотрим, как ты научился делать это сейчас».

Ребенок, уверенный в себе, способный понимать окружающий его мир, принимать правильные решения в жизни, обязательно будет успевать в школе.

 

свернуть

Памятка для родителей «Сохранение половой неприкосновенности»

  1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.
  2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке».
  3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.
  4. Ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, работником ЖКХ, налоговым инспектором, журналистом, даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания. Преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, – это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.
  5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора.
  6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.
  7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.
  8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.
  9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному) идти по улице, то шагать надо быстро и уверенно. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.
  10. Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, – человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.
  11. Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское со знание.

Что должен знать и уметь ребенок:

уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;

 

ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка.

свернуть

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников. 

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. 

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают. 

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. 

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. 

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. 

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.

Способы урегулирования конфликтов:

  • компромисс (уступки с обеих сторон);
  • интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
  • капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
  • уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
  • переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
  • вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
  • чувство юмора.

Памятка для родителей по предупреждению конфликтов

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний

* Не ставьте своему ребенку условий

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

свернуть