9 класс
Портрет современного подростка
19.09.2024Подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребёнка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития – это особое положение ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность – это та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребёнка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребёнка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
Пора физиологического взросления ребёнка определяет изменения в его характере и во взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью, и оно необходимо для полноценного психического развития человека.
Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Поддержка семьи вашему ребёнку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Основные новообразования подросткового возраста.
Формирование «Мы» - концепции.
Иногда это приобретает очень жёсткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территория, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы ещё только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
Формирование референтных групп.
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании и сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собой пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и её лидера относятся некритически. Диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», инакомыслие исключено.
Чувство взрослости.
Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
- эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В младшем подростковом возрасте дети ещё пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны.
- новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
- романтические отношения со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения совместные).
- внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Временами подростки чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и всё, им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними.
Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Могут появиться страхи открытых и закрытых пространств.
Воображение и творчество подростка.
Игра ребёнка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка, фантазия подростка более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями: созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, с одной стороны, и в объективном творчестве (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он представляет своё будущее.
Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребёнок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены потребности развития.
Аномалии личностного развития подростков.
Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессии, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. У большинства детей со временем это проходит.
Вывод: подростковый возраст предъявляет человеку достаточно сложные задачи развития. И в том, как эти задачи развития будут выполнены, велика роль родителей.
Здоровые личностные отношения важны для того, чтобы помочь подросткам выполнить задачи развития. Хороший пример заботливого взрослого является основой для здорового развития подростка. Многочисленные исследования утверждают, что близкие и заботливые отношения являются основой успешной адаптации человека в различных средах. У вас есть возможность стать источником положительной поддержки для подростка. Взросление – это тяжёлая работа. При решении подростком задач развития появляется значительное количество рисков. Если у подростка нет здоровых отношений, дающих безопасную основу, подростку трудно быть уверенным в успехе, не формируется способность добиваться своего эффективными способами. Положительные отношения помогают в развитии гибкого поведения в борьбе с факторами риска. Гибкий подросток обладает следующими качествами: чувством самоуважения и уверенности в себе; ощущением того, что он контролирует свою жизнь; способностью принимать правильные решения и решать проблемы.
Постоянная положительная забота взрослого может помочь подростку стать более гибким и успешно перейти ко взрослой жизни. Проще говоря, все дело в отношениях.
В прошлом считалось, что мозг развивается, в основном, в раннем возрасте, и было общепринято, что мозг подростка функционирует подобно мозгу взрослого человека. В большинстве своём мы считали, что поведение подростка определяется гормональными изменениями или является результатом борьбы за свободу и независимость от родителей или просто проблемами отношения к жизни. Несомненно, подростковый возраст рассматривался как сложный. Но вряд ли кто-то принимал во внимание развитие мозга.
Национальный институт психического здоровья опубликовал интересные данные исследований. Исследования с помощью МРТ показали значительную вторую стадию роста мозга, вызываемую теми же гормонами, которые приводят к половой зрелости. Эти открытия чётко показали, что структурные изменения мозга продолжаются в подростковом возрасте, и тем положили конец заявлениям о том, что мозг подростка функционирует подобно мозгу взрослого человека. Это стало новостью с большой буквы!
Взрослые сосредоточены на том, чтобы помочь подросткам действовать как взрослые, то есть принимать решения, управлять конфликтами, решать проблемы. Если мозг подростка не похож на мозг взрослого, то наши ожидания от подростков нереальны. Подростки получают как бы второй шанс на расширение своих умственных способностей. Подростковый возраст – это важное время, влияющее на жизнь. Это означает ещё и то, что влияние наркотиков, алкоголя, других факторов риска ещё более серьезно, чем считали раньше.
Притча «Мышеловка»
Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: “Мышеловка – это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!”.
Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.
И всё это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!
Вывод. Эта притча говорит о том, что чужих проблем не существует. Всё, что происходит в реальности одного человека, может отразиться на судьбе окружающих. Все мы являемся участниками одного и того же приключения под названием жизнь, которое иногда становится опасным. Когда мы помогаем тем, кто оказался в тяжелой ситуации, мы не только совершаем благое дело. Мы также защищаем себя от опасности, которая может грозить нам. Поэтому не стоит отталкивать тех, кто просит о помощи и действительно в ней нуждается.
Когда детям плохо, они не в состоянии думать; они пытаются привлечь к себе внимание родителей, самоутвердиться, в надежде, что им станет лучше. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти «провокации»! Детям не станет лучше; единственное, чего вы добьетесь – так это того, что они поймут, что родители обращают на них внимание, если они плохо себя ведут, и что если им хочется еще больше внимания, надо вести себя еще хуже. Вместо этого попробуйте сделать что-нибудь нестандартное, прямо противоположное тому, что вы обычно делаете (проигнорируйте истерику или ссору между детьми, отступите, на некоторое время выйдите из комнаты...). Тем самым вы смените правила игры – и скоро увидите, что все меняется к лучшему. Кроме того, очень важно поощрять хорошее поведение, обращать внимание на любой хороший поступок – причем, чем раньше, тем лучше.
Многие из нас строят свои отношения с детьми на основе раз и навсегда установленных стереотипных схем необдуманного, автоматического реагирования. Ломать стереотипы, которые формировались годами, очень сложно, поэтому не следует спешить – капля камень точит. Не стремитесь в один день стать «идеальными» родителями – вместо этого наметьте одну типичную ситуацию в ваших отношениях с детьми (а еще лучше с одним из детей), в которой у вас ничего не получается, и постарайтесь не делать того, что вы обычно делаете. Для начала этого будет вполне достаточно!
Четыре основных начала хороших отношений:
- Взаимное уважение (Я уважаю себя самого и тебя – именно поэтому я не позволю тебе делать из меня мальчика для битья. Кроме того, я хотел бы, чтобы ты знал, что другие люди так же важны, как мы сами).
- Поддержка.
- Совместные приятные переживания (это очень помогает разрядить ситуацию и наладить сотрудничество).
- Признание (Его должно быть достаточно всем членам семьи – я должен регулярно показывать своим детям, что они мне небезразличны, что я их люблю). Очень важно отводить время на совместные дела: если надо, планировать семейные поездки на природу, совместный отдых, семейные ужины в спокойной обстановке. Все это тоже способствует созданию непринужденной атмосферы взаимной любви, которая так необходима детям для нормального роста и развития.
Научные исследования показали, что дети родителей-одиночек необязательно чувствуют себя ущемленными: часто они становятся более зрелыми и уравновешенными личностями по сравнению с другими детьми, потому что мать или отец, как правило, проводят с ними относительно больше времени. Согласно данным других исследований, дети, которые растут в семьях, где родители по-настоящему любят друг друга, также обладают серьезными преимуществами. Поэтому родители должны (разумеется, в пределах имеющихся возможностей) проводить как можно больше времени друг с другом и со своими детьми.
Если вы проводите целый день дома вместе с ребенком, вам надо время от времени отдыхать. Постарайтесь выделять на это хотя бы полчаса в день. Во время этого получасового отдыха лучше всего спокойно полежать с закрытыми глазами и подумать о чем-нибудь приятном. И не забывайте – вы делаете это не только для себя, но и для своего ребенка!
Арессия, её причины и последствия
07.12.2024Видеоролик «Успейте заметить, о чем молчит подросток – агрессия» (https://www.youtube.com/watch?v=sR5iQux-f3g).
В подростковом возрасте человек переживает кризис, связанный со взрослением и однажды происходит то, что ребенка как будто кто-то подменяет: был ласковым котенком, а превращается в колючего ежа. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть еще глубже. В чем причины таких изменений? У одних подростков период агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, а у третьих затягивается до 17-18. Можно ли подготовиться к таким изменениям в жизни вашего ребенка? Как найти золотую середину и не навредить ребенку своими действиями? На эти и другие вопросы мы будем вместе искать сегодня ответы.
В повседневной жизни подростки часто сталкиваются с проявлениями агрессии. Это стычки и драки со сверстниками, это грубость и хамство, жестокость и причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить татуировки). В это время страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебе.
Современный подросток сталкивается с агрессивным поведением и в интернете – виртуальным насилием, преследованием и запугиванием в Сети. Эта проблема особенно актуальна в среде подростков, для которых социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Логично, что их конфликты перетекают из оффлайн в онлайн. Подростки становятся жертвами атак хейтеров (от англ. hate – ненависть), людей, которые испытывают и выражают ненависть, злобу по отношению к чему- или кому-либо, которые пишут злобные комментарии, унижающие честь и достоинство других людей. Главная цель для них – дать выход токсичным эмоциям. Это явление называется кибербуллингом. Его опасность в систематичности и реальной цели нанести вред, а также в том, что такое поведение приводит к продолжительным мучительным переживаниям, а иногда и летальным исходам для его жертв. Об этом виде насилия мы поговорим в другой раз, а сегодня же мы обсудим особенности агрессивного поведения в реальных взаимоотношениях подростков и их родителей.
В подростковом возрасте детям свойственно вступать в борьбу против всех, искать приключения и отстаивать свое место под солнцем. Но жажда острых ощущений и новых впечатлений, стремление почувствовать себя независимым и взрослым нередко приводят к серьезным проблемам, в том числе и с законом.
Агрессивность – это особенная характеристика человека, которая понимается как склонность к агрессивному поведению, неспособность контролировать свои реакции, проявление враждебности к другим. Под агрессией понимают сильные физические, словесные или символические действия, содержащие угрозу или наносящие психический или физический вред или ущерб другим людям.
Агрессия может выполнять в подростковом возрасте защитную роль. Молодые люди используют ее для того, чтобы защитить свое мнение, отстоять границы, справиться со страхами. В этом возрасте происходит и гормональная перестройка, которая неизбежно сказывается на поведении.
Как распознать подростковую агрессию?
Для того чтобы распознать подростковую агрессию необходимо понаблюдать за ребенком и определить, есть ли в его поведении что-то из нижеперечисленного.
Физическая агрессия: крайнее проявление агрессии и жестокости, это драки и физические столкновения с кем-либо.
Раздражение: грубость и вспыльчивость.
Вербальная агрессия: все словесные выражения гнева, ребенок при любой острой ситуации или, казалось бы, на ровном месте кричит, угрожает, прибегает к шантажу («выпрыгну из окна», «уйду из дома»).
Косвенная агрессия, направленная на жертву: злобные шутки, сплетни.
Ненаправленная агрессия: топает ногами, кричит в толпе.
Причины агрессивного поведения.
Причины агрессии могут находиться в семье или в личной жизни подростка, в его душевном состоянии, во внешних обстоятельствах (стрессы, переутомление, болезнь, неправильно питание, режим дня). Подросток проявляет агрессию:
- когда страшно, что его не любят, не понимают, что он один в этом мире;
- когда не видит другого способа самоутвердиться или привлечь внимание взрослых, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия;
- когда начинает бороться за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки (смысл агрессивного поведения для взрослеющего ребенка – отстоять право самому делать выбор, самому решать проблемы и вообще показать, что он личность);
- когда обижен на родителей (смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..»);
- когда теряет уверенность в себе (накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, из-за низкой самооценки, подросток приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «И пусть плохой», «И буду плохой!»).
- когда в доме неблагоприятная эмоциональная среда, а агрессивное поведение – норма для членов семьи;
- когда подросток большое количество времени проводит в агрессивной медиа-среде, чрезмерно увлечен компьютерными играми с агрессивным контентом, в том числе.
Родители понимают, что подростковый период – это сложное время не только для самого ребенка, но и для всей семьи. Время, когда над собой нужно, прежде всего, работать родителям. Научиться не отвечать криком на крик, найти в себе внутренние ресурсы оставаться спокойными и мудрыми.
Профилактика подростковой агрессии. Советы родителям.
- Позвольте подростку быть самостоятельным, самому решать свои проблемы, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.
- Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.
- Выстраивайте доверительные отношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Уровень агрессии будет ниже, так как ребенку не придется обращать на себя внимание экстремальными способами.
- Хорошо, если у подростка будут увлечения, которые направят его энергию в мирное русло. Например, фехтование, бокс или занятия танцами.
- Хвалите подростка за его достижения и старания, поддерживайте, даже если его увлечения вам кажутся пустяковыми.
От агрессивности больше всего страдает сам подросток: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а чаще всего в страхе. Все это делает его несчастным. Забота и тепло для него лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его.
После данной информации учитель предлагает родителям на слайде презентации способы владения гневом в различных ситуациях в виде таблицы «Рецепты избавления от гнева».
Рецепты избавления от гнева
Рецепт |
Пути выполнения |
1. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я расстроена. Хочу побыть одна», или «Я сейчас расстроена. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня» |
2. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, чтобы вас могло бы успокоить |
Примите теплую ванну или душ, выпейте чаю. Позвоните друзьям. Послушайте любимую музыку. Расслабьтесь, просто лежа на диване |
3. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
Проводите с подростком как можно больше времени. Слушайте его. Делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, общайтесь не только со всеми, но и уделяйте внимание каждому из них в отдельности |
4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
Не позволяйте подросткам выводить вас из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (переключаясь на хорошие мысли, делая дыхательные упражнения) и ситуацией |
5. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия |
Отложите или отмените все совместные дела с подростком (если это возможно). Старайтесь не прикасаться к подростку в минуты раздражения |
Причины нарушений поведения детей
Первая причина – это борьба за внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем его отсутствие.
Если причиной агрессии является борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают.
Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. И родители сталкиваются с упрямством, агрессией, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для подростка – отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное!
Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. Детям важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
В переходный период налаживания отношений родителей с детьми необходимо воздерживаться от таких требований, которые подросток, скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие молодого человека – это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; резкое замечание; невыполненное обещание; несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, агрессия, непослушание и неуспеваемость в школе. Смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..».
Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он такой, какой есть. Необходимо найти доступный для него уровень задач, организовать с ним совместную деятельность, так как сам выбраться из тупика он не может.
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что подросток переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к агрессивному поведению дома и т. д. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки подростка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
В данном случае нельзя допускать в адрес подростка никакой критики! Необходимо искать любой повод, чтобы поощрить, отметить любой, даже самый маленький успех. Постараться подстраховывать его и таким образом избавить от крупных провалов. Первые же успехи окрылят ребенка.
Способы выражения гнева и контроля поведения
Для того чтобы контролировать агрессию, отстаивать свои права и интересы, защищать себя социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим людям, необходимо научиться самим родителям и научить подростков сознательно управлять своим гневом, выражать гнев в допустимых и приемлемых формах. На успешность контроля агрессии ребенка влияет образец (пример родителей) и подкрепление (похвала, поощрение).
Существует четыре основных способа выражения гнева:
- Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
- Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному не опасным. Человеку необходимо выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, то слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
- Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса или заболевания.
Для обучения подростков конструктивным способам выражения гнева необходимо использовать способы, которые бы не наносили ущерб и не причиняли вреда другим людям. Необходимо: а) учить детей прямо заявлять о своих чувствах: б) учить детей выражать гнев в косвенной форме с помощью выполнения физических упражнений, игры, рисования, сочинения и рассказывания историй и др.
Способы управления гневом.
- Прогуляться в парке или на природе.
- Громко спеть песню или потанцевать.
- Поговорить с другом, попросить совет.
- Почитать книгу.
- Выпить теплый чай.
- Принять ванну или душ.
- Съесть что-либо вкусное.
- Рассказать о своих эмоциях подруге или другу.
- Успокоиться с помощью медитации.
- Устроить соревнования «Кто громче крикнет» или «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- Использовать «Листок гнева». Комкать, рвать, топтать листок бумаги, пока не почувствуете, что чувство уменьшилось. А затем, собрать все кусочки и выбросить в мусор для того, чтобы окончательно справиться с гневом.
- Написать письмо обидчику, а затем выбросить его.
- Пометать дротики в мишень.
- Сделать уборку в комнате.