9 класс

Портрет современного подростка

21.09.2023

Подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребёнка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития – это особое положение ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – это та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребёнка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребёнка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

Пора физиологического взросления ребёнка определяет изменения в его характере и во взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью, и оно необходимо для полноценного психического развития человека.

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Поддержка семьи вашему ребёнку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.

Основные новообразования подросткового возраста.

Формирование «Мы» - концепции.

Иногда это приобретает очень жёсткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территория, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы ещё только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании и сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собой пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и её лидера относятся некритически. Диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», инакомыслие исключено.

Чувство взрослости.

Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

- эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В младшем подростковом возрасте дети ещё пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны.

- новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

- романтические отношения со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения совместные).

- внешний облик и манера одеваться.

Эмоциональное развитие подростка.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Временами подростки чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и всё, им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними.

Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Могут появиться страхи открытых и закрытых пространств.

Воображение и творчество подростка.

Игра ребёнка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка, фантазия подростка более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями: созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, с одной стороны, и в объективном творчестве (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он представляет своё будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребёнок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены потребности развития.

Аномалии личностного развития подростков.

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессии, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. У большинства детей со временем это проходит.

Вывод: подростковый возраст предъявляет человеку достаточно сложные задачи развития. И в том, как эти задачи развития будут выполнены, велика роль родителей.

Здоровые личностные отношения важны для того, чтобы помочь подросткам выполнить задачи развития. Хороший пример заботливого взрослого является основой для здорового развития подростка. Многочисленные исследования утверждают, что близкие и заботливые отношения являются основой успешной адаптации человека в различных средах. У вас есть возможность стать источником положительной поддержки для подростка. Взросление – это тяжёлая работа. При решении подростком задач развития появляется значительное количество рисков. Если у подростка нет здоровых отношений, дающих безопасную основу, подростку трудно быть уверенным в успехе, не формируется способность добиваться своего эффективными способами. Положительные отношения помогают в развитии гибкого поведения в борьбе с факторами риска. Гибкий подросток обладает следующими качествами: чувством самоуважения и уверенности в себе; ощущением того, что он контролирует свою жизнь; способностью принимать правильные решения и решать проблемы.

Постоянная положительная забота взрослого может помочь подростку стать более гибким и успешно перейти ко взрослой жизни. Проще говоря, все дело в отношениях.

В прошлом считалось, что мозг развивается, в основном, в раннем возрасте, и было общепринято, что мозг подростка функционирует подобно мозгу взрослого человека. В большинстве своём мы считали, что поведение подростка определяется гормональными изменениями или является результатом борьбы за свободу и независимость от родителей или просто проблемами отношения к жизни. Несомненно, подростковый возраст рассматривался как сложный. Но вряд ли кто-то принимал во внимание развитие мозга.

Национальный институт психического здоровья опубликовал интересные данные исследований. Исследования с помощью МРТ показали значительную вторую стадию роста мозга, вызываемую теми же гормонами, которые приводят к половой зрелости. Эти открытия чётко показали, что структурные изменения мозга продолжаются в подростковом возрасте, и тем положили конец заявлениям о том, что мозг подростка функционирует подобно мозгу взрослого человека. Это стало новостью с большой буквы!

Взрослые сосредоточены на том, чтобы помочь подросткам действовать как взрослые, то есть принимать решения, управлять конфликтами, решать проблемы. Если мозг подростка не похож на мозг взрослого, то наши ожидания от подростков нереальны. Подростки получают как бы второй шанс на расширение своих умственных способностей. Подростковый возраст – это важное время, влияющее на жизнь. Это означает ещё и то, что влияние наркотиков, алкоголя, других факторов риска ещё более серьезно, чем считали раньше.

 

Притча «Мышеловка»

 

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: “Мышеловка – это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!”.

Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.

И всё это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!

Вывод. Эта притча говорит о том, что чужих проблем не существует. Всё, что происходит в реальности одного человека, может отразиться на судьбе окружающих. Все мы являемся участниками одного и того же приключения под названием жизнь, которое иногда становится опасным. Когда мы помогаем тем, кто оказался в тяжелой ситуации, мы не только совершаем благое дело. Мы также защищаем себя от опасности, которая может грозить нам. Поэтому не стоит отталкивать тех, кто просит о помощи и действительно в ней нуждается.

Когда детям плохо, они не в состоянии думать; они пытаются привлечь к себе внимание родителей, самоутвердиться, в надежде, что им станет лучше. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти «провокации»! Детям не станет лучше; единственное, чего вы добьетесь – так это того, что они поймут, что родители обращают на них внимание, если они плохо себя ведут, и что если им хочется еще больше внимания, надо вести себя еще хуже. Вместо этого попробуйте сделать что-нибудь нестандартное, прямо противоположное тому, что вы обычно делаете (проигнорируйте истерику или ссору между детьми, отступите, на некоторое время выйдите из комнаты...). Тем самым вы смените правила игры – и скоро увидите, что все меняется к лучшему. Кроме того, очень важно поощрять хорошее поведение, обращать внимание на любой хороший поступок – причем, чем раньше, тем лучше.

Многие из нас строят свои отношения с детьми на основе раз и навсегда установленных стереотипных схем необдуманного, автоматического реагирования. Ломать стереотипы, которые формировались годами, очень сложно, поэтому не следует спешить – капля камень точит. Не стремитесь в один день стать «идеальными» родителями – вместо этого наметьте одну типичную ситуацию в ваших отношениях с детьми (а еще лучше с одним из детей), в которой у вас ничего не получается, и постарайтесь не делать того, что вы обычно делаете. Для начала этого будет вполне достаточно!

Четыре основных начала хороших отношений:

  1. Взаимное уважение (Я уважаю себя самого и тебя – именно поэтому я не позволю тебе делать из меня мальчика для битья. Кроме того, я хотел бы, чтобы ты знал, что другие люди так же важны, как мы сами).
  2. Поддержка.
  3. Совместные приятные переживания (это очень помогает разрядить ситуацию и наладить сотрудничество).
  4. Признание (Его должно быть достаточно всем членам семьи – я должен регулярно показывать своим детям, что они мне небезразличны, что я их люблю). Очень важно отводить время на совместные дела: если надо, планировать семейные поездки на природу, совместный отдых, семейные ужины в спокойной обстановке. Все это тоже способствует созданию непринужденной атмосферы взаимной любви, которая так необходима детям для нормального роста и развития.

Научные исследования показали, что дети родителей-одиночек необязательно чувствуют себя ущемленными: часто они становятся более зрелыми и уравновешенными личностями по сравнению с другими детьми, потому что мать или отец, как правило, проводят с ними относительно больше времени. Согласно данным других исследований, дети, которые растут в семьях, где родители по-настоящему любят друг друга, также обладают серьезными преимуществами. Поэтому родители должны (разумеется, в пределах имеющихся возможностей) проводить как можно больше времени друг с другом и со своими детьми.

Если вы проводите целый день дома вместе с ребенком, вам надо время от времени отдыхать. Постарайтесь выделять на это хотя бы полчаса в день. Во время этого получасового отдыха лучше всего спокойно полежать с закрытыми глазами и подумать о чем-нибудь приятном. И не забывайте – вы делаете это не только для себя, но и для своего ребенка!

свернуть

Арессия, её причины и последствия

14.12.2023

Видеоролик «Успейте заметить, о чем молчит подросток – агрессия» (https://www.youtube.com/watch?v=sR5iQux-f3g).

В подростковом возрасте человек переживает кризис, связанный со взрослением и однажды происходит то, что ребенка как будто кто-то подменяет: был ласковым котенком, а превращается в колючего ежа. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть еще глубже. В чем причины таких изменений? У одних подростков период агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, а у третьих затягивается до 17-18. Можно ли подготовиться к таким изменениям в жизни вашего ребенка? Как найти золотую середину и не навредить ребенку своими действиями? На эти и другие вопросы мы будем вместе искать сегодня ответы.

В повседневной жизни подростки часто сталкиваются с проявлениями агрессии. Это стычки и драки со сверстниками, это грубость и хамство, жестокость и причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить татуировки). В это время страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебе.

Современный подросток сталкивается с агрессивным поведением и в интернете – виртуальным насилием, преследованием и запугиванием в Сети. Эта проблема особенно актуальна в среде подростков, для которых социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Логично, что их конфликты перетекают из оффлайн в онлайн. Подростки становятся жертвами атак хейтеров (от англ. hate – ненависть), людей, которые испытывают и выражают ненависть, злобу по отношению к чему- или кому-либо, которые пишут злобные комментарии, унижающие честь и достоинство других людей. Главная цель для них – дать выход токсичным эмоциям. Это явление называется кибербуллингом. Его опасность в систематичности и реальной цели нанести вред, а также в том, что такое поведение приводит к продолжительным мучительным переживаниям, а иногда и летальным исходам для его жертв. Об этом виде насилия мы поговорим в другой раз, а сегодня же мы обсудим особенности агрессивного поведения в реальных взаимоотношениях подростков и их родителей.

В подростковом возрасте детям свойственно вступать в борьбу против всех, искать приключения и отстаивать свое место под солнцем. Но жажда острых ощущений и новых впечатлений, стремление почувствовать себя независимым и взрослым нередко приводят к серьезным проблемам, в том числе и с законом.

Агрессивность – это особенная характеристика человека, которая понимается как склонность к агрессивному поведению, неспособность контролировать свои реакции, проявление враждебности к другим. Под агрессией понимают сильные физические, словесные или символические действия, содержащие угрозу или наносящие психический или физический вред или ущерб другим людям.

Агрессия может выполнять в подростковом возрасте защитную роль. Молодые люди используют ее для того, чтобы защитить свое мнение, отстоять границы, справиться со страхами. В этом возрасте происходит и гормональная перестройка, которая неизбежно сказывается на поведении.

Как распознать подростковую агрессию?

Для того чтобы распознать подростковую агрессию необходимо понаблюдать за ребенком и определить, есть ли в его поведении что-то из нижеперечисленного.

Физическая агрессия: крайнее проявление агрессии и жестокости, это драки и физические столкновения с кем-либо.

Раздражение: грубость и вспыльчивость.

Вербальная агрессия: все словесные выражения гнева, ребенок при любой острой ситуации или, казалось бы, на ровном месте кричит, угрожает, прибегает к шантажу («выпрыгну из окна», «уйду из дома»).

Косвенная агрессия, направленная на жертву: злобные шутки, сплетни.

Ненаправленная агрессия: топает ногами, кричит в толпе.

Причины агрессивного поведения.

Причины агрессии могут находиться в семье или в личной жизни подростка, в его душевном состоянии, во внешних обстоятельствах (стрессы, переутомление, болезнь, неправильно питание, режим дня). Подросток проявляет агрессию:

- когда страшно, что его не любят, не понимают, что он один в этом мире;

- когда не видит другого способа самоутвердиться или привлечь внимание взрослых, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия;

- когда начинает бороться за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки (смысл агрессивного поведения для взрослеющего ребенка – отстоять право самому делать выбор, самому решать проблемы и вообще показать, что он личность);

- когда обижен на родителей (смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..»);

- когда теряет уверенность в себе (накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, из-за низкой самооценки, подросток приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «И пусть плохой», «И буду плохой!»).

- когда в доме неблагоприятная эмоциональная среда, а агрессивное поведение – норма для членов семьи;

- когда подросток большое количество времени проводит в агрессивной медиа-среде, чрезмерно увлечен компьютерными играми с агрессивным контентом, в том числе.

Родители понимают, что подростковый период – это сложное время не только для самого ребенка, но и для всей семьи. Время, когда над собой нужно, прежде всего, работать родителям. Научиться не отвечать криком на крик, найти в себе внутренние ресурсы оставаться спокойными и мудрыми.

Профилактика подростковой агрессии. Советы родителям.

  1. Позвольте подростку быть самостоятельным, самому решать свои проблемы, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.
  2. Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.
  3. Выстраивайте доверительные отношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Уровень агрессии будет ниже, так как ребенку не придется обращать на себя внимание экстремальными способами.
  4. Хорошо, если у подростка будут увлечения, которые направят его энергию в мирное русло. Например, фехтование, бокс или занятия танцами.
  5. Хвалите подростка за его достижения и старания, поддерживайте, даже если его увлечения вам кажутся пустяковыми.

От агрессивности больше всего страдает сам подросток: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а чаще всего в страхе. Все это делает его несчастным. Забота и тепло для него лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его.

После данной информации учитель предлагает родителям на слайде презентации способы владения гневом в различных ситуациях в виде таблицы «Рецепты избавления от гнева».

 

Рецепты избавления от гнева

Рецепт

Пути выполнения

1.  Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я расстроена. Хочу побыть одна», или «Я сейчас расстроена. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

2.  В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, чтобы вас могло бы  успокоить

Примите теплую ванну или душ, выпейте чаю. Позвоните друзьям. Послушайте любимую музыку. Расслабьтесь, просто лежа на диване

3.  Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Проводите с подростком как можно больше времени. Слушайте его. Делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, общайтесь не только со всеми, но и уделяйте внимание каждому из них в отдельности

4.  Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

Не позволяйте подросткам выводить вас из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (переключаясь на хорошие мысли, делая дыхательные упражнения) и ситуацией

5.  Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите или отмените все совместные дела с подростком (если это возможно). Старайтесь не прикасаться к подростку в минуты раздражения

 

Причины нарушений поведения детей

 

Первая причина – это борьба за внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем его отсутствие.

Если причиной агрессии является борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. И родители сталкиваются с упрямством, агрессией, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для подростка – отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное!

Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. Детям важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

В переходный период налаживания отношений родителей с детьми необходимо воздерживаться от таких требований, которые подросток, скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие молодого человека – это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».

Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; резкое замечание; невыполненное обещание; несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, агрессия, непослушание и неуспеваемость в школе. Смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..».

Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он такой, какой есть. Необходимо найти доступный для него уровень задач, организовать с ним совместную деятельность, так как сам выбраться из тупика он не может.

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что подросток переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к агрессивному поведению дома и т. д. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки подростка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».

В данном случае нельзя допускать в адрес подростка никакой критики! Необходимо искать любой повод, чтобы поощрить, отметить любой, даже самый маленький успех. Постараться подстраховывать его и таким образом избавить от крупных провалов. Первые же успехи окрылят ребенка.

 

Способы выражения гнева и контроля поведения

 

Для того чтобы контролировать агрессию, отстаивать свои права и интересы, защищать себя социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим людям, необходимо научиться самим родителям и научить подростков сознательно управлять своим гневом, выражать гнев в допустимых и приемлемых формах. На успешность контроля агрессии ребенка влияет образец (пример родителей) и подкрепление (похвала, поощрение).

Существует четыре основных способа выражения гнева:

  1. Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному не опасным. Человеку необходимо выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, то слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса или заболевания.

Для обучения подростков конструктивным способам выражения гнева необходимо использовать способы, которые бы не наносили ущерб и не причиняли вреда другим людям. Необходимо: а) учить детей прямо заявлять о своих чувствах: б) учить детей выражать гнев в косвенной форме с помощью выполнения физических упражнений, игры, рисования, сочинения и рассказывания историй и др.

 

Способы управления гневом.

 

  1. Прогуляться в парке или на природе.
  2. Громко спеть песню или потанцевать.
  3. Поговорить с другом, попросить совет.
  4. Почитать книгу.
  5. Выпить теплый чай.
  6. Принять ванну или душ.
  7. Съесть что-либо вкусное.
  8. Рассказать о своих эмоциях подруге или другу.
  9. Успокоиться с помощью медитации.
  10. Устроить соревнования «Кто громче крикнет» или «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  11. Использовать «Листок гнева». Комкать, рвать, топтать листок бумаги, пока не почувствуете, что чувство уменьшилось. А затем, собрать все кусочки и выбросить в мусор для того, чтобы окончательно справиться с гневом.
  12. Написать письмо обидчику, а затем выбросить его.
  13. Пометать дротики в мишень.
  14. Сделать уборку в комнате.
свернуть

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

22.02.2024

«В здоровом теле – здоровый дух». Эта фраза нам хорошо знакома, мы слышали её много раз. Но задумываемся ли мы над её смыслом? Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что только физически здоровый человек обладает высоким зарядом энергии, бодрости. Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. А нам, как родителям, очень важно, чтобы наши дети не только были здоровыми, но и сохранили его на долгие годы, осознали важность сохранения физического и психического здоровья для полноценной и качественной жизни.

Как это сделать? Как не допустить, чтобы ребёнок пристрастился к вредным привычкам? Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет вам найти ответы на эти вопросы.

Воспитание здорового образа жизни подростков – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимаемся и мы, педагоги, однако решающая роль принадлежит, конечно, семье. Давайте попробуем составить облако ассоциаций «Слагаемые здоровья», отметив, из чего же складывается здоровый образ жизни. Запишите на карточках (ответы родителей размещаются на магнитной доске) (Рисунок 1).

Рисунок 1. Облако ассоциаций «Слагаемые здоровья».

 

Здоровый образ жизни формирует у подростков не только физическое, но и нравственное здоровье, развивает эмоционально-волевые качества личности. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».

Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Самый сложный период – подростковый. Напомню, что происходит с ребёнком в это время:

Интенсивный рост. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро.

Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, «угловатость» подростка.

У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Мы видим, насколько тяжело нашим детям в таком возрасте. И задача взрослых помочь его преодолеть без ущерба для физического и психического здоровья.

Очень важно в это время создать в семье атмосферы доверительности. Что же нужно делать родителям, чтобы отношения с подростком были доверительными:

- разговаривать с подростком, задавать ему вопросы;

- рассказывать сыну или дочери о своих чувствах;

- помнить, что реальный образ сына или дочери может не соответствовать идеальному;

- делать что-то вместе;

- дарить детям «специальное время»;

- поддерживать подростка в трудной ситуации, избегать критики;

- разрешать подростку высказывать собственное мнение;

- следить за смыслом высказываний, интонацией, тембром голоса.

Наладив доверительные отношения, родители смогут поговорить с ребёнком на любые темы.

В условиях современных реалий актуальной задачей воспитания является формирование у подростков убеждённости в необходимости ведения здорового образа жизни: использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания. Иными словами, здоровью надо учить. Возможно, вам эта мысль покажется странной. Мы больше привыкли к формуле «Беречь здоровье».

Что же нужно делать, чтобы работа по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек была эффективной? Обратимся к науке. По исследованиям некоторых ученых здоровье человека на 50% – его образ жизни, на 20% – наследственность, еще 20% – окружающая среда и только 10% – здравоохранение.

         Следовательно, наше здоровье в большей мере зависит от нашего образа жизни. Одним из показателей здорового образа жизни является отсутствие вредных привычек. Психологами установлено, что одна из важнейших причин появления у человека вредных привычек (будь то курение, алкоголизм, игромания или наркомания) – желание самоутвердиться. Если человек не живет в гармонии с собой, если он не уверен в себе, если у него есть психологические проблемы, он может стремиться, например, к сигаретам или к алкоголю, надеясь с их помощью самоутвердиться, найти свое место или просто забыть о проблемах. Именно поэтому большинство вредных привычек у людей появляется в подростковом возрасте – подросток очень уязвим, он очень хочет самоутвердиться и найти свое место в жизни, и потому ему очень легко увлечься вещами, которыми увлекаться не стоит.

Все мы можем легко назвать привычки людей, которые называем вредными. Давайте это сделаем вместе, чтобы, как говориться, «врага знать в лицо» (составление облака ассоциаций «Вредные привычки», ответы родителей размещаются на магнитной доске) (Рисунок 2).

Рисунок 2. Облако ассоциаций «Вредные привычки».

Почему же возникают эти вредные привычки?

Подростковый возраст принято считать самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не интересовало.

Окружение подрастков меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, и их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток и появляются вредные привычки. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка.

Чаще всего дети перенимают у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки – это курение и употребление алкоголя.

На желание начать курить влияют такие факторы:

- попытки влиться в новую компанию;

- желание походить на взрослых;

- попытка произвести впечатление.

Подросток в мире вредных привычек с трудом сопротивляется угрозам, которые его поджидают. Причины появления желания употреблять спиртное аналогичны тем, которые мы рассматривали выше, в случае с курением. Скука, попытки стать взрослым, стереотип о том, что спиртное помогает справиться с эмоциональным напряжением – это неверные суждения.

Самая устойчивая зависимость возникает из-за приема наркотических и психотропных веществ. После приема одной дозы наркотического вещества уже начинаются активные разрушительные процессы, а при стабильном применении они могут стать необратимыми. Наркотики разрушают личность, останавливают рост, развитие, восстановительные процессы в органах. Основные причины подростковой наркомании – желание подражать, попытка поиска путей для получения новых удовольствий, отсутствие возможности найти способы решения своих проблем, неспособность принимать решения.

Зависеть подросток может от так называемой «зоны комфорта», когда он боится познавать нечто новое, идти вперед. Такую зависимость сложно распознать, она проявляется через время и характеризуется высокой устойчивостью.

Подростковые вредные привычки – это неспособность отказаться от компьютерных игр и социальных сетей. Сегодня Международная Организация Здравоохранения в полной мере признает онлайн и информационную зависимости опасными и самыми распространенными. Уже каждый второй подросток не видит жизни без онлайн общения и может заменить им реальные развлечения, проводя все время с гаджетом в руках и жертвуя многими потребностями и возможностями.

Игровая зависимость. Некоторые онлайн игры становятся для детей более интересными, чем реальная жизнь. Взрослому это тяжело понять, но для ребенка так и есть. Многое сделать не получается, поэтому он бежит в выдуманный мир, где все понятно и строится по уготованному интересному плану. Подобные увлечения могут способствовать появлению суицидальных наклонностей, отстраненности от реального мира. В зоне риска находятся дети, которые привыкли проводить время самостоятельно.

Интернет-зависимость. Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития.

Гиппократ, греческий отец медицины сказал: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». А когда это касается наших детей, это вдвойне важно и актуально.

В Древнем Китае одним из важнейших правил мудрого правителя считалось: «Не требуй слишком многого от того, кто не может; не жди слишком многого от того, кто не хочет»

Такое правило стоит взять на вооружение и родителям. Таким образом, семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребенка культуры жизни – потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надежными внутренними барьерами для ребенка, предотвращающими многие беды, в том числе и дружбу с вредными привычками.

Чтобы помочь ребёнку быть здоровым, нужны родительская любовь, желание помочь детям, их разумная требовательность и повседневный здоровый образ жизни как образец для детского подражания. Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

 

Памятка «Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку противостоять вредным привычкам»

 

Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.

Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, какие проблемы есть у ребёнка. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.

Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически нездоровыми людьми.

Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.

Откажитесь сами от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.

Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.

Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.

Поощряйте успехи, хвалите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.

В нашей школе работает социально-педагогическая и психологическая служба, можно обратиться за помощью к школьному психологу. Также действует социально-педагогический центр, где высококвалифицированные педагоги-психологи и социальные педагоги помогут разобраться в сложной ситуации, окажут психологическую и социально-педагогическую помощь. Помимо этого, можно обратиться в Республиканский центр психологической помощи.

свернуть

Профессиональная ориентация девятиклассника. Как помочь подростку выбрать профессию

16.05.2024

Рекомендации родителям по профориентации

Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Выбор профессии – дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся – в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
   Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае –  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

Памятка для родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Шаги к выбору профессии

Итак, задача родителей – не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации – не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя – выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов – к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов, которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт – на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое – не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

свернуть